Пояснительная записка к учебному плану по реализации основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Учебный план для ДОУ является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение занятий. При составлении учебного плана по реализации основной общеобразовательной программы учитывались следующие нормативно-правовые документы: > Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; > «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013г. (с изменениями на 27 августа 2015г.), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; > Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155); > Приказа Министерства образования и науки России от 30.08.2013 года № 30038 (зарегистрированного в Минюсте России 26.09.2013 № 1014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»; > Устава МБДОУ «Детский сад № 2 «Ягодка»; > Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 2 «Ягодка». Коллектив дошкольного образовательного учреждения реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой. - Москва. Мозаика-Синтез, 2016. Учебный план определяет организацию воспитательно-образовательного процесса в учреждении и структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ. Программа состоит из двух частей: 1) инвариантной (обязательной) части; 2) вариативной части. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Инвариантная часть реализуется через непосредственную образовательную деятельность (НОД), в этот перечень входит НОД, предусматривающая реализацию дополнительных парциальных программ. Вариативная часть программы позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и учитывать специфику национальнокультурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Вариативная часть включает в себя, в том числе, занятия по дополнительным парциальным программам и занятия кружковой деятельностью. Объем обязательной части программы составляет не менее 60% от ее общего объема, вариативной части - не более 40%. В учебный план включены пять образовательных областей. Образовательные области регионального компонента согласуются с требованиями федерального компонента и реализуются посредством интеграции его в занятия и совместную деятельность воспитателей и детей. 1. І.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлено на: > усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; > развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; > становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; > развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; > формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; > формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Организация деятельности по образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» проводится за рамками непосредственно образовательной деятельности. Региональный компонент в этой образовательной области реализуется через формирование представлений о народных этикетных нормах и традициях дагестанского народа, понимания гендерной, семейной принадлежности с учетом особенностей и традиций народов Дагестана Региональный компонент также реализуется через развития интереса к национальной культуре и историческому прошлому дагестанского народа, отраженного в памятниках, воспитания чувства любви к Дагестану как малой родине. 2. символике; Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает: . > развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; > формирование познавательных действий, становление сознания; > развитие воображения и творческой активности; > формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др ), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Региональный компонент в этой образовательной области реализуется через обогащение представлений о жителях города, республики, истории села, района, республики, их отражении в народном творчестве (сказки, легенды); о родственных связях, труде, обычаях и традициях народов Дагестана. Региональный компонент также реализуется через обогащение представлений о климатических особенностях края, неживой природе, животном и растительном мире Республики Дагестан, экологической обстановке с использованием рассказов о родной природе, бесед, экскурсий и т.п. 3. Образовательная область «Речевое развитие» включает: > владение речью как средством общения и культуры; > обогащение активного словаря; > развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; > развитие речевого творчества; > развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; > знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; > формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылке обучения грамоте. Региональный компонент реализуется через ознакомление с местным фольклором, писателями и поэтами Республики Дагестан, художественными и познавательными произведениями о столице, районе, республики, природе - нашего края. Инвариантная часть учебного плана соответствует предельно допустимой нагрузке и требованиям государственного стандарта. Максимально допустимый объем недельной учебной нагрузки на воспитанника ДОУ соответствует требованиям СанПиН. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не превышает 10 мин. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей б-го года жгани - не более 25 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей группе - 45 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуется 3 раза в неделю. Один раз в неделю для детей 57 лет круглогодично организовывается непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Вариативная часть программы включает совместную кружковую деятельность воспитателя и детей. Содержание вариативной части учебного плана не превышает допустимой нагрузки по всем возрастным группам. Общая учебная нагрузка (непосредственно образовательная деятельность) инвариантной и вариативной частей плана по всем направлениям развития составляет: в группе раннего возраста - 10 (СанПиН - 10) в I младшей группе - 10 (СанПиН - 10) во II младшей группе - 10 (СанПиН - 11) в средней группе -10 + 2 (СанПиН - 12) в старшей группе -12 + 2 (СанПиН - 15) Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей - 3-4 часа в день для всех возрастных групп. В соответствии с СанПиН в летний период проводятся занятия только эстетическиоздоровигельного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В течение двух недель в сентябре (до образовательной работы) и мае (после образовательной работы) в соответствии с требованиями Стандарта к результатам 4.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает; -развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; -становление эстетического отношения к окружающему миру; -формирование элементарных представлений о видах искусства; -восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; -стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; -реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Региональный компонент включает в себя ознакомление с музыкальными произведениями дагестанских композиторов, народными песнями, танцами. Ознакомление детей с достижениями современного искусства и традиционной народной культуры Дагестана, изучение специфики художественных промыслов народов и национальностей Республики Дагестан. 5.Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: -двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; -способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; -становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; -становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Региональный компонент включает в себя ознакомление детей с видами спорта, распространённых в Дагестане (вольная борьба, волейбол, футбол), спортивными традициями и праздниками; подвижными играми народов Дагестана. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности и т.д.). освоения Программы определяются целевые ориентиры возможных достижений ребёнка в каждой возрастной группе. В соответствии с базовой программой воспитатель может варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения. Учебный план на 2021 - 2022 учебный год. Объем образовательной нагрузки (в минутах) В неделю В месяц В год Группы Непосредственно образовательная деятелыюстъ ~■ Кол-во Время (в мин.) Кол-во Время (в мин. ) Колво Время ( в мин.) 108 2808 Инвариантная частъ Группа 26 Расширение ориентировки в 12 3 312 раннего окружающем и развитие речи возраста игры с дидактическим материалом 2 18 8 144 72 ІЖ Игры со строительным материалом 1 10 4 40 36 360 Музыкальное воспитание Развитие движений 2 2 18 18 8 8 144 144 72 72 1296 1296 824 360 7052 ИТОГО: 10 90 40 1-я младшая «Познавательное развитие»: группа (от 2 до Окружающий мир «Речевое развитые»: 1 10 4 40 36 360 Развитие речи 2 18 8 80 72 720 Рисование 1 10 4 40 36 360 Лепка 1 10 4 40 36 360 Музыкальное воспитание 2 18 8 80 72 720 «Физическое развитие» 3 26 12 120 108 1080 3 лет) «Художественно- зстетическое развитие»: Интегрируется в режимные моменты и совместную деятельность «Социально коммуникативное развитие» ИТОГО: 2-я младшая группа (от 3 до 4 лет) 10 92 40 —1 400 360 3600 «Познавательное развитие»: ФЭМП 1 15 4 60 36 540 Окружающий мир 1 15 4 60 36 540 «Речевое развитие»: Развитие речи 1 15 4 60 36 540 «Художествен но- нітети чес кое развитие»: -Продуктивная деятельность: Рисование Лепка (1 раз в две недели) 1 0,5 0,5 15 15 15 4 2 Аппликация (1 раз в две недели) - Музыкальное воспитание 2 30 «Физическое развитие» 3 45 «Социально коммуникативное развитие» Интегрируется в режимные моменты и совместную деятельность 165 40 360 10 600 Итого: Вариативная «Дополнительное образование»: Кружок «Разноцветный мир сенсорики» 60 30 30 36 18 8 120 72 1080 12 180 108 1620 2 18 540 270 270 5400 часть 1 15 4 60 32 480 1 15 4 60 32 480 1 1 20 20 4 4 80 80 36 36 720 720 «Речевое развитие»: Развитие речи 1 20 4 80 36 720 «Художественноэстетическое развитие»: -Продуктивная деятельность: Рисование Лепка (1 раз в две недели) 1 0,5 20 4 36 20 2 80 40 720 360 ИТОГО: Инвариантная часть Средняя «Познавательное развитие»: группа (от 4 ФЭМП до 5 лет) Окружающий мир 0,5 20 2 40 8 40 18 18 Аппликация (1 раз в две недели) -Музыкальное воспитание 2 «Физическое развитие» «Социально - 3 240 60 12 108 Интегрируется в режимные моменты и совместную коммуникативное развитие» Итого: Вариативная часть Дополнительное образование: Кружок «Непослушный 160 72 360 1440 2160 10 220 деятельность 40 800 360 7200 1 20 4 80 36 720 1 20 4 80 36 720 12 40 8 160 72 1440 1 1 25 25 4 4 100 100 36 36 900 900 «Речевое развитие»: Развитие речи 2 50 8 200 72 1800 «Художественноэстетическое развитие»: Рисование Лепка (1 раз в две недели) 2 0,5 50 25 8 2 200 50 72 1800 450 Аппликация (1 раз в две недели) 0,5 25 язычок» Кружок «Волшебная кисточка» ИТОГО: Инвариантная часть Старшая «Познавательное развитие»: группа(от 5 ФЭМП до 6 лет) Окружающий мир 2 50 18 18 450 -Музыкальное воспитание «Физическое развитие» «Социально коммуникативное развитие» Итого: Вариативная часть Дополнительное образование: Кружок «Волшебная кисточка» Кружок «Играем в театр» ИТОГО: 2 3 50 8 75 200 300 72 12 108 Интегрируется в режимные моменты и совместную деятельность 12 325 48 1200 432 1800 2700 % 10800 1 1 25 25 4 4 100 100 36 36 900 900 2 50 8 200 72 1800 СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Образовательный процесс делится на 3 блока: 1.образовательный блок 1 половины дня (7.30-9.30) включает в себя: -образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения); -образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; -самостоятельную деятельность детей; -взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2.развивающий блок (9.30-11.00) - организованное обучение (в соответствии с расписанием организационной образовательной деятельности (НОД), представляет собой образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); 3.образовательный блок 2 половины дня (15.30-17.30) включает в себя: индивидуальную коррекционную работу; -образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения); -деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; -самостоятельную деятельность детей; -взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Планирование образовательной деятельности в ходе режимных моментов Утренняя гимнастика ежедневно Комплексы закаливающих процедур ежедневно Гигиенические процедуры ежедневно ежедневно Ситуативные беседы при проведении режимных моментов Чтение художественной литературы ежедневно Дежурства ежедневно Прогулки ежедневно Планирование образовательной деятельности в самостоятельной деятельности детей Игра Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития ежедневно ежедневно