17.08.2021
Система методической работы в МБДОУ «Детский сад №2 «Ягодка»
Методическая работа— это целостная,
основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений
педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого
педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на
достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Целью методической
работы в МБДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения
уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Создание эффективных условий
для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального
развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет
основные задачи методической работы:
1. Обучение и
развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.
2. Выявление,
изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта
педагогов МБДОУ
3. Подготовка
методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
4. Координация
деятельности МБДОУ и семье в обеспечении всестороннего непрерывного развития
воспитанников.
5. Координация
деятельности МБДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач
развития воспитанников и МБДОУ в целом.
6. Анализ качества
работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии
личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности
педагогов.
Подходы к организации
методической работы в ДОУ основаны на:
·
системно-деятельном подходе: понимании
целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения
целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных
программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
·личностно-ориентированном
подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и
способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на
развитие профессиональных и личностных качеств педагогов на примере старшего
воспитателя;
· дифференцированном
подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных
образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;
·
подход свободного самоопределения: свободном выборе
каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;
·
мотивационно-стимулирующий подход: использовании
различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
·
коррекционный подход: своевременном устранении
выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их
вызывающих.
Направления
методической работы
Методический
кабинет как центр методической работы.
Центром всей
методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая
роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса,
обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического
опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения
детей. Методический кабинет — это копилка лучших традиций дошкольного
учреждения, поэтому задача зам. старшего воспитателя — сделать накопленный опыт
живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми,
так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели
чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.
Методический
кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как
информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение
мотивации и активности в развитии.
Реализация
информационно — аналитической функции управления дошкольным учреждением
обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка
данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.
Информирование
педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях
науки и практики.
Своевременное
информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и
передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования
является важным условием высокой результативности воспитательно-образовательного
процесса.
Повышение
информированности педагогов способствует установке единой педагогической
стратегии развития ДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется через
основной орган управления – педагогический совет и служит основным ресурсом
развития коллектива в ДОУ
Основные направления в деятельности старшего воспитателя
Старший воспитатель осуществляет планирование:
-годового плана ДОУ;
-перспективного плана по разделам программы;
-перспективного плана по различным направлениям деятельности ДОУ;
Одним из условий полноценного планирования является мониторинг деятельности дошкольного учреждения и включает в себя следующую информацию:
-выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направлениям;
-уровень готовности детей к обучению в школе;
-мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;
-создание условий комфортного пребывания детей и т.д.
Организация воспитательно-образовательного процесса включает в себя:
-составление сетки занятий по возрастным группам;
-организацию работы педагогов;
-обеспечение выполнения программы;
-постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.
Работа с коллективом разнообразна и включает в себя следующие направления:
-анкетирование;
-консультации разных форм: индивидуальные, групповые;
-педагогические советы, семинары, практикумы и другие формы организационно-методических мероприятий;
-открытые просмотры, взаимопосещения ;
обмен опытом (наставничество, педагогическая практика);
- консультирование начинающих воспитателей ;
-участие педагогов в работе методических объединений;
-повышение квалификации педагогов.
Старший воспитатель осуществляет контроль за работой педагогов:
-систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
-по графику посещает занятия в группах;
-следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета. И, конечно, каждый контроль имеет логическое завершение в виде обсуждения, рекомендаций, поощрения, внедрения и выявления опыта.
Работа с родителями и социумом - важное направление в деятельности старшего воспитателя, которое заключается в следующем:
-информирование родителей на родительских собраниях о содержании работы с детьми по разделам программы;
-подготовка стендов, папок-передвижек, посвященных семейному воспитанию и пр.;
-налаживание контактов с социокультурными учреждениями.
Нашим партнером по взаимодействию является начальная школа.
Создание предметно-пространственной развивающей среды:
-организация пространства методического кабинета;
-приобретение пособий, методической литературы, игрушек;
-оформление стендов, выставок.
Творческой атмосфере в дошкольном учреждении способствует активная, поставленная на научную основу деятельность старшего воспитателя. Именно он должен показывать пример в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в работе с детьми и педагогами. Старший воспитатель должен хорошо узнать каждого педагога и выбрать те формы и методы, которые, в конечном итоге, будут содействовать созданию коллектива единомышленников, главная цель которого – забота о благополучии и развитии самых маленьких членов общества.